Задача на перспективу: цифровизация становится все более важным двигателем развития строительства и системы СРО
4 апреля 2024
НОСТРОЙ
28 марта в рамках XXIII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в сфере строительства состоялся тематический круглый стол «Строительный комплекс и система саморегулирования. Цифровизация — основной тренд». В ходе его работы представители государственных органов и профессионального сообщества обменялись мнениями о том, как цифровая трансформация меняет условия работы в стройотрасли. Были намечены пути гармоничного внедрения диджитал-решений в строительную практику.
Открывая работу круглого стала, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков подчеркнул важность развития системы саморегулирования в строительстве. Он напомнил, что по итогам 2023 года было введено рекордное количество жилья — 110 млн кв. метров. И цифровизация, которая становится неотъемлемой основой развития саморегулирования, обеспечивает более эффективную работу стройкомплекса.
Глава нацобъединения обратил внимание на то, что в настоящее время фиксируется минимальный уровень безработицы. Это конечно, свидетельствует, что для сохранения набранных темпов остается единственный вариант — повышать производительность труда. И делать это надо «с упором на максимальную автоматизацию и цифровизацию стройки».
Цифровая трансформация, несмотря на все старания, пока не особо приживается. Надо признать, что большая часть реформ в этом блоке, в том числе в сфере административного регулирования, задается государством. «Обычно инициатором этих процессов выступает бизнес, но здесь мы видим, что большая часть реализованных изменений принадлежит органам исполнительной власти. Так что можно сказать, что цифра — это завтрашний день градостроительства, и руководящей силой здесь является Минстрой России», — сказал глава НОСТРОЙ, подчеркнув, что строительное сообщество должно более активно подключиться к этой работе.
По общим правилам
К участникам круглого стола обратился замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик. По его словам, цифровизация в сфере строительства — это задача не на год-два, а на длительную перспективу, и решать ее надо последовательно, каждый день, постепенно продвигать вперед.
Конечно, бизнес знает, как ему лучше работать. Но проблема цифровых процессов в том, что их нельзя пускать на самотек. Следует учитывать, что цифровизация помогает улучшать работу, только если ей давать такую возможность, а для этого все участники рынка должны использовать одинаковые инструменты. «Поэтому роль государства состоит в том, чтобы установить общие правила в этой сфере», — подчеркнул Константин Михайлик.
Впрочем, многое уже сделано. Благодаря развитию и интеграции таких цифровых продуктов и платформ, как ИСУП, ГИС ОГД, ГИС «Стройкомплекс.РФ», которые в конечном итоге станут одной цифровой мега-платформой, выстроится конструкция, позволяющая сформировать единые правила работы для всех участников строительного рынка. Главное, чтобы и бизнес, и государство видели выгоды от внедрения цифровизации. В качестве такого успешного примера Константин Михайлик привел существенную экономию времени на этапе строительства и денег на этапе эксплуатации объекта, который был возведен с использованием технологий информационного моделирования (ТИМ).
В начале своего выступления сопредседатель рабочей группы в сфере строительства и ЖКХ при правительственной комиссии по проведению административной реформы Марина Скрипачева подчеркнула важность взаимосвязи между строительством и коммунальным хозяйством. Первая сфера является драйвером для второй, так как цифровизация в строительстве инициирует аналогичные процессы в коммунальной отрасли. «За вами, строителями, идем мы, так как все больше осуществляется подключений и все больше людей становятся потребителями тепла, электроэнергии и других услуг», — сказала Марина Скрипачева.
За последние два года рабочая группа по строительству и ЖКХ, в которую входят два представителя государства и 17 представителей отрасли, провела анализ сотен действующих нормативных документов, а также проектов нормативно-правовых актов (НПА) с точки зрения дополнительной или избыточной нагрузки на бизнес. И сегодня ни один проект НПА не принимается без соответствующего заключения рабочей группы. Большим шагом вперед является сокращение списка предоставляемых документов, все постепенно переходит в электронный вид, и это вселяет надежду, что далее темпы цифровизации будут нарастать. Участники группы и впредь в приоритетном порядке намерены концентрироваться на сокращении административных барьеров. «Это важная работа, которую мы можем эффективно вести на площадке регуляторной гильотины», — заключила Марина Скрипачева.
Председатель комиссии по саморегулированию ТПП РФ Андрей Паранич отметил, что бизнесу хотелось бы, чтобы государство устанавливало меньше правил. Опыт показывает, что отрасли, где есть саморегулирование, более комфортны с точки зрения развития бизнеса. Система саморегулирования сегодня играет ключевую роль в ряде направлений: подготовке кадров, контрольных мероприятиях, взаимодействии с потребителями и органами государственной власти. «Я бы даже сказал, что можно передавать все больше и больше государственных функций системе саморегулирования и меньше тратить энергии государственных органов на то, чтобы устанавливать те самые правила», — подытожил Андрей Паранич.
Добросовестность в приоритете
Замначальника управления контрактации Госказначейства Арсен Петросов рассказал участникам круглого стола об изменениях законодательства в области госзакупок. В числе последних новаций — цифровая контрактация по конкурентным процедурам (действует с 1 октября 2023 года). С 1 апреля все госзакупки переходят на обязательные структурированные цифровые контракты, причем существенные условия этих контрактов будут формироваться автоматически, без возможности со стороны заказчика и подрядчика внести изменения в контракт.
Следующие шаги в этой сфере — цифровая контрактация с единым исполнителем и цифровые дополнительные соглашения (с 1 января 2025 года). Развитие продолжается, и сейчас служба разрабатывает возможность электронного структурирования сметы.
Начальник правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Людмила Скирда рассказала о некоторых моментах осуществления контроля службы за рынком строительных услуг и, в частности, о том, как идет выявление недостоверной информации при подтверждении опыта выполнения строительных работ. Она отметила, что спорадически некоторые участники госзакупок предоставляют недостоверные данные (фальсифицируют сведения о предыдущем опыте работы на рынке, дают ложную информацию о возможностях компаний и т. п.), но подобные ухищрения попросту бесполезны, поскольку в настоящее время любая деятельность оставляет цифровые следы. «Ведомство и далее будет прилагать усилия к тому, чтобы не допускать обман. Мы за честную конкуренцию и будем поддерживать честный бизнес. Сейчас ФАС работает над законопроектами, которые позволят вносить таких подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков», — предупредила Людмила Скирда.
Антон ГЛУШКОВ, президент НОСТРОЙ:
«Для бизнеса главным аргументом внедрения любых цифровых продуктов является стоимость этой работы, поэтому нужны достоверные расчеты эффективности применения ТИМ — тогда бизнес сам найдет и программы, и продукты»
Константин МИХАЙЛИК, заместитель министра строительства и ЖКХ:
«Строительная отрасль очень большая, поэтому процесс цифровизации требует постоянного вовлечения в него рынка, вендоров и государства»