Возрождение мостов: инновации от компании «НПП СК «Мост»
100+ TechnoBuild — крупнейший региональный инженерно-строительный конгресс и выставка строительных технологий по итогам прошлого года вошел в топ-3 самых крупных строительных мероприятий страны. И, как показывает статистика, за три дня работы в октябре 2022 года по числу посетителей и экспонентов он по-прежнему в лидерах.
Одним из значимых событий форумной части явилась сессия «Актуальные проблемы мостостроения», прошедшая 21 октября, где развернулась дискуссия по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства в мостостроении, а также реконструкции сооружений.
Руководитель «НПП СК «Мост» доктор транспорта Российской Академии Транспорта Рубен Казарян рассказал об опыте реконструкции Никольского моста через Кинешемку в Ивановской области, где выполнена уникальная работа по превращению металлических главных балок затяжки в предварительно напряженные железобетонные.
Построенный в 1959 году автодорожный Никольский мост ни разу капитально не ремонтировался. За годы эксплуатации конструкции моста, включая плиту проезжей части, тротуары, элементы арочной фермы, пришли в неудовлетворительное состояние. Металлические балки затяжки пролетного строения ниже уровня плиты проезжей части подвержены глубокой слоистой коррозии вплоть до образования сквозных отверстий.
«Для восстановления несущей способности затяжки моста, — рассказал Вильгельм Юрьевич, — предусмотрели ее усиление путем замены металлических главных балок предварительно напряженными железобетонными. Металлические стенки главных балок были использованы как боковая опалубка, которая была заполнена фибробетоном. Основная задача при выполнении усиления балок затяжки — регулирование усилий в высокопрочных пучках в преднапрягаемых главных балках затяжки. В связи с тем, что усилие в высокопрочных пучках невозможно сразу довести до максимальных проектных нагрузок, а усилия в пучках превышают 480 тс в каждой главной балке, была предложена схема постадийного преднапряжения прядей с синхронным секционным бетонированием отсеков главных балок».
В первую очередь были осуществлены работы по усилению и покраске арочной конструкции возвышающейся над проезжей частью мостового сооружения по проекту «Энергетические системы», при этом усиление заключалось в наварке дополнительных пластин из металла увеличивающих ширину полок составного двутавра, представляющего сечение арки.
Много усилий потребовалось для пескоструйной очистки и покраске всех металлических конструкций моста. Более 800 плит укрепления потребовалось для ремонта откосов, на которых были организованы очистные сооружения и водоотводные лотки. Было выполнено устройство асфальтобетонного покрытия на мосту и подходах, длина которых более чем в 2 раза превышает длину моста, установлено новое удерживающее ограждение: бетонное на мосту и металлическое подходах, выполнены работы по устройству освещения моста, нанесена разметка, установлены дорожные знаки.
«Современный проект обеспечил организованный отвод воды от осадков, а дренажный канал выводит влагу из толщи асфальтобетона, общий поток уводит все воды в фильтры, которые расположены на откосах», — подчеркнул Казарян.