Все возможные меры: профсообщество достойно противостоит санкционному давлению
/FOTODOM
Сейчас для всех отраслей экономики самый животрепещущий вопрос состоит в необходимости перемен, и строительная отрасль не исключение. В преддверии Дня строителя на вопросы «Стройгазеты», связанные с этой проблематикой, ответил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон ГЛУШКОВ.
«СГ»: Антон Николаевич, как на российский рынок недвижимости повлияло введение санкций?
Антон Глушков: Результатом их введения стало снижение предложения нового жилья и удорожание проектного финансирования. При этом рост стоимости «квадрата» сейчас ограничен платежеспособным спросом со стороны потенциальных покупателей, количество которых существенно сократилось, и в результате объемы выдачи ипотечных кредитов по сравнению с прошлым годом уменьшились в несколько раз. Поскольку доля квартир в новостройках, приобретаемых с использованием ипотеки, в январе-феврале 2022 года составляла порядка 60% от общего объема продаж, в апреле-мае она выросла до 71%, а в июне достигла уже 84%, застройщики не могут в настоящее время значительно повышать стоимость жилья.
«СГ»: Может быть, пришла пора разработать новую программу льготного кредитования, соответствующую нынешним запросам покупателей жилья?
А.Г.: Совершенно верно. Напомню, что льготная ипотека, принятая в 2020 году в связи с пандемией, позволила стимулировать спрос и предложение, и при этом жилье существенно не подорожало. В 2021-м, после пандемии, благодаря льготной ипотеке спрос на жилье возрос и стал стимулом для запуска новых проектов жилищного строительства. Доля сделок на первичном рынке с субсидированной ипотекой в прошлом году составляла в разных регионах 70-90%, что говорит о ее востребованности. Однако нынешняя ситуация в экономике негативно сказалась на потребительских ожиданиях населения, в результате чего объем сделок сократился на 80%. И хотя программы льготного кредитования были продлены до конца года, из-за высокой потребительской инфляции и низкого уровня инвестиционной привлекательности объектов недвижимости спрос повысился незначительно.
Приходится констатировать, что принятых мер и установленной ставки недостаточно, чтобы сделать рынок жилья привлекательным, как это было раньше. Для решения проблем на этом рынке нужны новые подходы. Например, сейчас некоторые столкнувшиеся с проблемой сбыта строительные компании совместно с кредитными учреждениями разрабатывают программы, в которых часть ипотечной нагрузки покупателей застройщики берут на себя. Это особенно актуально в связи с тем, что в последнее время возросло количество отказов банков потенциальным потребителям в выдаче кредитов на покупку жилья, поэтому возникла необходимость сделать кредиты на приобретение жилья более доступными. С другой стороны, если застройщик доплачивает кредитному учреждению часть процентной ставки, уровень финансовой надежности заемщика снижается. Вот почему необходимо разработать новую, соответствующую запросам потребителей программу льготного кредитования.
«СГ»: А что надо сделать для повышения привлекательности сегмента индивидуального жилищного строительства?
Антон Глушков: НОСТРОЙ предлагает разработать механизм упрощенного выделения земельных участков для реализации проектов ИЖС, без которого невозможно обеспечить соблюдение интересов всех проживающих в поселке с индивидуальными жилыми домами. Упрощенный порядок при предоставлении земельных участков и установлении налоговых преференций поможет повысить заинтересованность девелоперов в реализации проектов ИЖС. Также необходимо решить проблему межмуниципального регулирования обеспечения поселков с объектами ИЖС социально-транспортной инфраструктурой, поскольку многие из них создаются на пригородных территориях. Формально крупные города не имеют отношения к таким территориям, а у небольших муниципальных образований средств на их содержание и строительство социальной и транспортной инфраструктуры не хватает. Формированию комфортной и доступной среды для жителей таких поселков будет способствовать и введение в ключевые показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов по развитию ИЖС на территории субъекта параметра «темпы и объемы вовлечения земельных участков в оборот». Кроме того, надо дать возможность строить индивидуальные жилые дома на территориях любых категорий, если только они для этого пригодны.
«СГ»: Что происходит с ценами на стройматериалы?
А.Г.: В начале весны на фоне санкций, роста инфляции и нестабильного курса рубля стоимость стройматериалов существенно возросла. В мае, благодаря восстановлению логистики, укреплению рубля и запрету на экспорт ряда позиций стройматериалы подешевели, процент снижения разнится по номенклатуре и региону, снижение цены на металл, например, доходит до 40%. В то же время бетон, раствор строительный и кирпич выросли в цене. В дальнейшем цены на стройматериалы, скорее всего, будут снижаться или стабилизируются, потому что шоковый период миновал. Проблемы могут возникать с импортной строительной техникой и оборудованием, на котором производятся стройматериалы. Здесь требуются более детальный анализ и государственная программа поддержки импортозамещения в этой сфере. Но и отечественные производители должны предложить рынку сопоставимые с зарубежными ресурсы и сервис.
Со своей стороны, НОСТРОЙ совместно с Минстроем России создал каталог российских аналогов импортных строительных материалов и оборудования для удобного поиска отечественных товаров, на сегодня включающий более тысячи позиций. Каждую неделю мы обрабатываем от 50 до 150 заявок на включение в каталог, при этом далеко не все из них проходят отбор из-за несоответствия технических параметров или в случаях, когда могут быть ущемлены права других участников рынка. Все включенные в каталог аналоги импортного оборудования и материалов производятся на территории России. Наполнение каталога только началось, но уже сейчас понятно, что он очень востребован, и мы будем продолжать его развивать.
«СГ»: Удовлетворить потребность рынка в объективной цене должен помочь запуск Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) в части раскрытия информации агрегированных цен, который намечен на I квартал 2023 года. Что сейчас происходит с системой? Какова в ней роль НОСТРОЙ?
А.Г.: С 1 января следующего года страна начнет переход на ресурсно-индексный метод, и к IV кварталу все регионы страны должны работать в этом новом методе. По нашим оценкам, это позволит более точно определять стоимость строительства, но многое будет зависеть от объема и качества информации в ФГИС ЦС.
Сегодня НОСТРОЙ совместно с региональными саморегулируемыми организациями (СРО) ведет работу по наполнению ФГИС ЦС в 21 пилотном регионе, где СРО непосредственно участвуют в этой работе, обеспечивают взаимодействие с производителями и поставщиками строительных ресурсов. И показатели в этих регионах значительно выше, нежели в остальных.
Если говорить о лидере, то первенство, безусловно, у Ивановской области, где показатель наполнения системы по номенклатуре строительных ресурсов приближается к 100% по ценообразующим позициям, и стоит задача по расширению номенклатуры до 3 тыс. позиций.
На сегодня достигнута договоренность и подписано соглашение о пилоте в Ивановской области — о досрочном переходе региона на ресурсно-индексный метод с IV квартала 2022 года. Сейчас работаем вместе с Минстроем России, Главгосэкспертизой, правительством Ивановской области и региональной СРО над реализацией этого проекта.
«СГ»: Еще весной НОСТРОЙ для контроля реализации в регионах постановления правительства РФ №1315 разработал систему так называемых «светофоров». Как они «переключаются» и что показали результаты мониторинга?
А.Г.: Система «светофоров» основана на трех главных показателях: наличие действующих контрактов стоимостью более 100 млн рублей, подпадающих под условия постановления №1315, наличие положительных заключений экспертизы на сумму увеличения цены контракта и наличие подписанного дополнительного соглашения к государственному контракту.
В общей сложности нами было проанализировано свыше 6 тыс. контрактов, из которых положительные заключения экспертизы имеют немногим более 2 тыс., то есть порядка 30% от общего числа всех контрактов, действующих на сегодняшний момент в стране. При этом большинство требующих пересмотра контрактов на строительство объектов по госзаказу относится к сферам культуры и образования.
Анализ показал, что цена по контрактам не покрывает фактических затрат подрядных организаций на возведение тех или иных объектов. Об этом свидетельствует тенденция к увеличению числа расторгнутых контрактов. Так, в 2021 году было расторгнуто свыше 38 тыс. контрактов, что на 10,3% больше, чем в 2020-м. За I полугодие 2022 года было расторгнуто 10 тыс. контрактов — на 2,6% больше, чем за тот же период 2021-го.
На сегодняшний день 9 регионов не имеют заявок на прохождение повторной экспертизы по контрактам в 100 млн рублей и более. В этих регионах имеется 248 таких контрактов на сумму 176 млрд рублей. Эти контракты могут стать большой проблемой для СРО и регионов.
Другая проблема состоит в том, что госзаказчики нередко отказывают подрядчикам в прохождении процедуры по увеличению цены контрактов, обосновывая это отсутствием лимитов. Напомню, общая сумма бюджетных ассигнований для выделения из Резервного фонда РФ составляет 71,5 млрд рублей. Механизм по выделению бюджетных средств из этого фонда РФ разработан, однако процесс его реализации занимает слишком много времени. К тому же есть контракты, по которым дополнительные средства из резервного фонда выделены, но к моменту выхода распоряжения эти контракты завершили свое действие. Сейчас ведем работу над сбором информации по таким контрактам и будем думать, как выходить из этой ситуации.
«СГ»: НОСТРОЙ поручено также вести мониторинг реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ) в регионах. Насколько успешным оказался этот механизм?
А.Г.: На сегодняшний день в 70 регионах приняты полные комплекты документов по его реализации на 766 территориях общей площадью свыше 28 тыс. гектаров. Этих территорий может стать намного больше, если будут поддержаны инициативы НОСТРОЙ по совершенствованию данного механизма. Так, необходимо ввести возможность его использования для земельных участков, занятых аварийными (ветхими) объектами ИЖС, поскольку сейчас для объявления зоны КРТ на данной территории должен быть минимум один многоквартирный жилой дом, что не всегда выполнимо. Кроме того, для предотвращения рисков со стороны бизнеса мы предлагаем установить исключительно судебный порядок отказа властей от договоров о КРТ и закрепить в Гражданском кодексе РФ порядок определения общего совокупного объема строительства для проведения торгов на право заключения договора о КРТ. Также необходимо разработать механизм исключения вовлекаемых в КРТ многоквартирных домов из программ капремонта и порядок возврата начисленных и уплаченных на него взносов и типовую документацию для заключения договоров КРТ.
«СГ»: Что делается сейчас для преодоления кадрового дефицита в отрасли?
А.Г.: Кадровая проблема обострилась два года назад из-за оттока иностранных рабочих. Сейчас из занятых в отрасли более 7 млн человек свыше 1 млн — иностранцы, при этом нехватка кадров составляет порядка 1,3 млн работников. Но это вовсе не значит, что если стройка нуждается в иностранных работниках, то мы рады пригласить на стройплощадку всех иностранцев без разбора. НОСТРОЙ исходит из того, что надо обеспечить доступ на стройку лишь специалистов с подтвержденной квалификацией, соответствующей российским требованиям, содержащимся в профессиональных стандартах.
Но это неотложные меры по решению кадровой проблемы. Если же говорить о стратегических приоритетах, то надо наращивать подготовку отечественных кадров, улучшать качество их обучения, поскольку их высокая квалификация является главным условием повышения производительности труда в строительстве. К сожалению, из-за отсутствия четкого механизма прогнозирования кадровой потребности сейчас трудно определить контрольные цифры приема в колледжи. Чтобы сбалансировать численность их выпускников с потребностью в кадрах строительных организаций во всех регионах страны и по всем строительным профессиям, в настоящее время создается единая цифровая отраслевая платформа «Кадровый центр Минстроя России», синхронизированная с Единой платформой подрядных организаций и специалистов НОСТРОЙ. Эта платформа будет иметь модуль мониторинга и прогнозирования, аккумулирующий информацию о потребности в кадрах строительных компаний, регионов, программ развития агломераций и конкретных проектов. На основе такого подхода можно будет правильно рассчитать контрольные цифр приема в учебные заведения и затем трудоустроить выпускников.
Многое предстоит сделать и для удовлетворения потребности строительных организаций в специалистах с высшим образованием, дефицит которых составляет более 100 тыс. человек. При этом нужно не только наращивать количество выпускников вузов, но и повышать качество их подготовки.
Сегодня на рынке труда критическим остается несоответствие между требованиями работодателей к квалификации специалистов и образовательной системой, готовящей этих специалистов. Работодатели и учебные заведения должны действовать сообща, координировать образовательные программы, настраивать их на потребности реального сектора так, чтобы выпускники постепенно интегрировались в отрасль уже со студенческой скамьи. С этой целью НОСТРОЙ как крупнейшее объединение компаний стройотрасли ведет активную работу по налаживанию диалога работодателей с профильными учебными заведениями.
Наиболее системно выстраивается взаимодействие на уровне строительных вузов благодаря созданному в 2021 году на базе НИУ МГСУ отраслевому консорциуму «Строительство и архитектура», в состав учредителей которого вошел НОСТРОЙ. И роль нацобъединения в работе консорциума по-своему уникальна. Дело в том, что решением Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям НОСТРОЙ наделен полномочиями Совета по профессиональным квалификациям (СПК) в строительстве. То есть все профессиональные стандарты в области строительства, квалификационные требования рынка труда к специалистам разрабатываются, согласовываются и утверждаются при непосредственном участии СПК, действующего на базе НОСТРОЙ. Отраслевая система образования, опираясь на профстандарты, создает государственные образовательные стандарты, в рамках реализации которых происходит обучение отраслевых специалистов для строительной отрасли.
В дальнейшем мы предлагаем рассмотреть возможность и целесообразность присоединения к отраслевому консорциуму вузов также и учреждений среднего профессионального образования в области строительства. Соответствующий правовой механизм уже проработан, и для его реализации будет создан совет по среднему профессиональному образованию (как орган консорциума), работу которого возглавит НОСТРОЙ. В компетенцию совета войдет комплекс вопросов подготовки специалистов среднего звена, а консорциум сосредоточится на обеспечении преемственности и системной целостности среднего специального и высшего профессионального образования.
В связи с тем, что свыше 80% занятых в отрасли рабочих даже не имеют профильного среднего профессионального образования, большую роль призван сыграть федеральный проект «Профессионалитет». В рамках этого проекта на базе колледжей и стройкомпаний для эффективной практико-ориентированной подготовки кадров по сокращенным программам и их последующего трудоустройства будут созданы образовательно-производственные кластеры.
Что касается сферы повышения квалификации, на первый взгляд, имеется изобилие программ и учебных заведений. Но качественных, нужных и действительно полезных для профессионала программ единицы, и найти их непросто. Поэтому еще одно направление работы в части повышения квалификации работников отрасли — это создание обучающих программ учебными заведениями совместно с работодателями и их объединениями. Именно так был создан наш проект «Школа заказчика объектов капитального строительства», который разработан и реализуется совместно с НИУ МГСУ и уже показал свою эффективность. Программа школы предназначена для обновления компетенций руководителей и специалистов служб государственных и муниципальных заказчиков строительства. Через реализацию таких проектов мы достигаем основной цели — обеспечения безопасности и качества строительства. Начали мы с обучения госзаказчиков, поскольку именно им принадлежит ключевая роль в управлении рисками заключенных контрактов на строительство.
«СГ»: Какой-нибудь из затронутых в нашей беседе вопросов можно назвать приоритетным?
А.Г.: Все они должны решаться в комплексе, и выделить из них особенный невозможно. Все прорабатываемые правительством России меры, вошедшие в проект стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года с прогнозом на последующие пять лет (до 2035 года), должны быть, безусловно, выполнены. Осуществляя мониторинг реализации обозначенных в этом документе направлений, НОСТРОЙ держит на постоянном контроле вопросы своевременного исполнения госконтрактов и их стоимости, реализации механизма КРТ, импортозамещения, внедрения технологий информационного моделирования, кадрового обеспечения отрасли и повышения уровня профессиональной подготовки специалистов на стройке. Залогом успеха нашей работы по всем этим направлениям является тесный контакт нацобъединения и региональных СРО с органами исполнительной власти на местах, поддержка Минстроя России.
«Сегодня НОСТРОЙ — крупнейшее объединение отраслевых работодателей, представляющее интересы почти 100 тыс. стройкомпаний»
Справочно:
Отраслевой консорциум «Строительство и архитектура», одним из учредителей которого является НОСТРОЙ, объединяет семь профильных учебных заведений, научные организации и объединения работодателей и ведет активную работу по координации отраслевого высшего образования. Сегодня консорциум — это фактически штаб, определяющий векторы совершенствования программ подготовки кадров высшей квалификации для российского стройкомплекса.
223 СРО из 74 регионов страны объединяет сегодня НОСТРОЙ