Витрины первых этажей: на «Девелоперской среде» искали стратегию работы с «коммерцией» в ЖК
repa-pr.ru
Магазины, кафе, другие инфраструктурные объекты на первых этажах жилых комплексов (ЖК) украшают проект, делая среду дружелюбной, безопасной и приятной. Они же дают рабочие места местным жителям, обеспечивают досуг детей и взрослых около дома. Но для девелопера такая недвижимость неоднозначна: с одной стороны, это актив, который можно продать и снять с себя все заботы, с другой, при этом девелопер теряет контроль над тем, что происходит на первых этажах комплекса, а это может негативно сказаться на его жителях. Эти проблемы обсуждались на последней «Девелоперской среде» в рамках дискуссии на тему «Эффективная трансформация: коммерческая инфраструктура в составе ЖК», которую Real Estate Professionals’Association (REPA) в этот раз провела совместно с консалтинговой компанией RRG.
Управляющий партнер RRG Денис Колокольников отметил, что, по их данным, в последние годы в Москве в составе ЖК вводится 4-5 млн квадратных метров, и порядка 5-7% этих площадей — новый стрит-ретейл. Помимо первых этажей застройщики включают в состав своих ЖК стилобаты и отдельно стоящие сооружения, в том числе малые торговые центры, чтобы обеспечить в создаваемых районах развитие качественной инфраструктуры в сфере ретейла и услуг для жителей. «Мы посчитали, что даже 5% коммерческой инфраструктуры в общем объеме строительства способны обеспечить при грамотном планировании до 15-20% успеха всего жилого проекта», — уверен консалтер.
В рамках двух экспертных сессий своим опытом поделились девелоперы из компаний ПИК, «Эталон», MR Group, «Мангазея Девелопмент», «Пионер», Asterus, «Cтрана Девелопмент». В обсуждении приняли участие представители «Городского агентства управления инвестициями», ВЭБ.РФ, «Сбербанка», RRG и GMK. Собравшиеся в StartHub. Moscow были единодушны: с коммерческой инфраструктурой нужно учиться работать и пробовать разные стратегии, а все временные и денежные инвестиции в конечном счете окупаются за счет лояльности будущих жителей и их готовности платить за свой комфорт. «Если 10 лет назад рынок недвижимости пришел к тому, что покупателям жилья нужны не просто «квадраты», а стиль и образ жизни, то на сегодняшний день уже появляется понимание того, как это реализовать на практике, работая с коммерческой инфраструктурой на всех этапах — от разработки концепции до управления и привлечения конкретных операторов», — говорит Денис Колокольников.
Помимо обсуждения состоялся воркшоп — в режиме реального времени участники разобрали реальный кейс и сформировали идеальную инфраструктуру современного ЖК. Было много сказано о том, что работа с общественным мнением, опросы клиентов — это не так страшно, как может показаться на первый взгляд, и при этом очень положительно сказывается на конечном качестве продукта. А в рамках воркшопа стало понятно, насколько полезно может быть мнение третьей стороны — консультанта и даже конкурента.