Спецконтракт на капремонт: Минстрой намерен продвигать систему долгосрочных договоров для нужд регоператоров
22 июня 2024
Артур Новосильцев/ АГН «Москва»
Начатая в 2008 году программа капитального ремонта давно доказала свою востребованность, а темпы ее реализации стабильно высоки. Так, в 2022 году было приведено в порядок почти 54 тыс. многоквартирных домов (МКД), в которых проживают 7,9 млн граждан, а в 2023-м отремонтирован 46 921 дом с числом проживающих свыше 7 млн человек. Таким образом, только за последние два года благодаря программе удалось повысить комфорт и улучшить жилищные условия 10% населения России.
Но есть и проблемы. Часть из них связана с качеством реализуемых ремонтных работ, а также с недостаточными объемами их финансирования. Причем если существенно повысить взносы с населения, это не сильно поможет профинансировать работы в тех домах, где затраты на капремонт особенно высоки и носят неотложный характер, например, в МКД, где нужно в сжатые сроки осуществить замену сразу нескольких лифтов. Поэтому финансирование капремонта должно носить комплексный характер, и к нему необходимо привлекать средства из разных источников, включая бюджетные субсидии, кредиты банков и т. д.
Шагом в этом направлении может стать формирование системы долгосрочных контрактов между регоператорами и их контрагентами. В проекте постановления Минстроя России такая возможность предусматривается. Поставщики стройматериалов обязуются вкладываться в развитие и модернизацию предприятия на территории субъекта РФ, входящего в зону ответственности регоператора. Таким образом, стороны договора несут взаимные обязательства. Одна из них потенциально получает поставки необходимых стройматериалов оговоренного качества по приемлемой цене, а вторая — стабильного заказчика продукции. В выигрыше и региональная экономика.
Предлагаемая схема призвана сократить сроки и стоимость капремонтов. В проекте постановления также уточняется, что регоператоры капремонта смогут заключать такие спецконтракты по итогам электронных конкурсов, которые будут проводить власти регионов, а их победители будут отбираться с учетом предложенной цены и наличия опыта производственной и инвестиционной деятельности. Определенный постановлением минимальный объем инвестиций для заключения контракта — 100 млн рублей.
Как считает заместитель руководителя Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова, реализация такого офсетного механизма особенно актуальна для регионов с недостаточно развитой индустрией по производству стройматериалов. И ключевое преимущество для предпринимателей при их заключении — наличие надежных гарантий востребованности продукции.
Вместе с тем эксперты предупреждают и о возможных рисках таких спецконтрактов. Прежде всего, нельзя допустить, чтобы они заключались на производство и закупку технологически несовершенной продукции. А во-вторых, их использование не должно приводить к снижению конкуренции на рынке и создавать необоснованные преимущества для избранных поставщиков.