Шаг за шагом: депутаты оптимизировали градостроительное законодательство
/FOTODOM
Следующий год станет очередным этапом трансформации административных процедур в строительстве и цифровизации отрасли. Под конец 2022-го Госдумой РФ было рассмотрено и принято два больших пакета поправок в градостроительное законодательство.
Переходим к процедурам
В частности, в конкретные решения наконец воплотились планы оптимизации перечня градостроительной документации. Так, Градостроительный кодекс (ГрК) РФ дополняется положениями о едином документе территориального планирования, предусматривающем объединение генерального плана и правил землепользования и застройки (ПЗЗ), включающем карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов, порядок их применения и внесения в них изменений. Обязательными приложениями к генплану являются сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон. Право перехода к единому документу в конкретных поселениях и городских округах предлагается предоставить регионам. Порядок подготовки такого документа, утверждения и внесения в него изменений должно утвердить правительство РФ. По мнению авторов поправок, объединение генплана и ПЗЗ в единый документ позволит сократить процесс согласования и утверждения документов территориального планирования и градостроительного зонирования и исключить дублирование таких документов.
В целях сокращения инвестиционно-строительного цикла в прошлом году кабмином уже реализована возможность проведения экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы по принципу «одного окна». Текущим вызовом является необходимость уйти от последовательного прохождения процедур, связанных с подготовкой проектной документации и строительством объекта, к параллельному проектированию и строительству. Для этого потребуется установить возможность начала строительства на более ранней стадии (параллельно с проектированием) с использованием механизма экспертного сопровождения подготовки проектной документации с учетом требований законодательства об экологической экспертизе. Для успешной реализации такого подхода необходимо повышать качество и скорость взаимодействия всех участников процесса проведения экспертизы, а также иных участников инвестиционно-строительного цикла. Текущими поправками в ГрК РФ сделан первый шаг — устанавливается право застройщика или технического заказчика осуществлять оценку соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов в форме экспертного сопровождения до направления таких результатов на экспертизу. Это позволит повысить качество проектной документации, что приведет к существенному сокращению срока прохождения экспертизы. Порядок такого сопровождения будет установлен правительством РФ.
Исключается ряд избыточных и устаревших норм о согласовании в процедурах строительства — 14 пунктов. Сокращен перечень документов, необходимых для выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Из этого перечня, представляемого застройщиком, исключаются документы, которые имеются в распоряжении органов власти и могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия либо вовсе не нужны.
Исполнительная документация получила свой точный правовой статус. До настоящего времени требования к подготовке исполнительной документации при строительстве и эксплуатации объектов содержались в различных актах и не были синхронизированы между собой. Теперь нормы ГрК РФ определяют понятие и устанавливают обязательное ведение исполнительной документации в соответствие с проектной и рабочей документацией.
Закрепляется понятие архитектурно-градостроительного облика (АГО) объекта капитального строительства и административной процедуры по его согласованию. Требования к АГО объекта включают в себя требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, которые устанавливаются кабмином.
ГрК РФ будет предусмотрен открытый перечень исключений, когда такое согласование не требуется. Например, если это объект, на который не требуется разрешение на строительство, или объект расположен на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента. Требования не будут применяться, если это объект обороны и безопасности, вооруженных сил России, других войск и воинских формирований, а также если объект размещен на земельном участке, находящемся в пользовании учреждений ФСИН. Дополнительные исключения могут устанавливаться актами правительства РФ и нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ.
До 1 сентября 2023 года во всех ПЗЗ на картах градостроительного зонирования должны быть установлены территории, где требуется согласование облика объекта, а градостроительными регламентами должны быть установлены требования к такому облику.
В целях предупреждения возможных рисков при реализации мероприятий по строительству объекта капитального строительства субъекты РФ наделяются правом устанавливать дополнительную административную процедуру по выдаче заключения о соответствии проектной документации плану наземных и подземных коммуникаций. Порядок выдачи такого заключения должен быть установлен нормативным актом органа власти субъекта и не должен превышать 10 рабочих дней.
Цифровая иерархия
Цифровые реестры и сервисы в сфере строительства выстраиваются в понятную иерархию с порядком интеграции данных. Теперь ГрК РФ определяет основную единую информационную систему (ЕИС) «Стройкомплекс. РФ», в которую в обязательном порядке уже до 1 сентября 2024 года должны быть интегрированы сведения ГИСОГД и региональных ИСОГД. Сведения из других государственных систем также могут быть интегрированы в ЕИС по отдельным протоколам.
На данный момент исчерпывающий перечень документов и согласований, необходимых застройщику для реализации проекта, насчитывает 751 позицию. Законодательные нововведения позволят все позиции исчерпывающего перечня вывести в цифровой реестр в ЕИС, на базе которой каждый застройщик сможет смоделировать количество действий для реализации конкретного проекта. Формирование единого цифрового реестра требований к строительству (СНиП, СанПиН и т. п.) также будет обеспечено на базе ЕИС. Для этого нормативно-технические документы планируется перевести в машиночитаемый формат. Закон предусматривает, что формирование и ведение реестра будет осуществляться Минстроем России.
Одновременно положения ГрК РФ дополняются оговоркой, а фактически новым обязательным требованием, согласно которому выдача разрешения на строительство объекта или на ввод в эксплуатацию возможна только после внесения соответствующих сведений в ЕИС. Сейчас такие сведения вносятся в региональные ИСОГД, но не в обязательном порядке.
Кстати:
Текущими депутатскими поправками в ГрК РФ существенно сокращаются сроки ряда административных процедур: согласование проекта генплана и изменений в него — вместо 2 месяцев 30 дней; общественные слушания по генплану — вместо 2 месяцев 1 месяц; общественные слушания по ПЗЗ — вместо 3 месяцев 1 месяц; принятие решений по подготовке ППТ — вместо 15 дней 10 дней; проверка и утверждение ППТ — вместо 20 дней 15 дней; общественные слушания по ППТ — вместо 3 месяцев 1 месяц.