Проект удался: Владимир Жидкин об итогах первого десятилетия Новой Москвы и планах развития до 2035 года
Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Десять лет назад произошло, казалось бы, немыслимое — часть подмосковных земель вошла в состав Москвы, образовав Троицкий и Новомосковский округа (ТиНАО). Несмотря на то, что примером для такого решения стал всемирно известный проект «Большой Париж», российский аналог расширения столицы оказался более успешным и эффективным. О том, как изменились новые столичные земли, и о планах на будущее «Стройгазете» рассказал глава Департамента развития новых территорий Москвы Владимир ЖИДКИН.
«СГ»: Владимир Федорович, как изменилась территория новых округов за прошедшие десять лет?
Владимир Жидкин: Когда в состав Москвы только входили новые округа, было немало скептиков, сомневавшихся в успехе этого объединения. Сегодня с уверенностью могу сказать: проект удался. Главное, что мне хотелось бы отметить, — в ТиНАО изменился уклад жизни: из территории с отдельно стоящими населенными пунктами и редкими дорогами новые округа превратились в высокоурбанизированные городские районы.
Все это способствовало улучшению качества жизни людей. В результате преобразований резко вырос спрос на квартиры в Новой Москве: если в 2014 году всего 17% жителей Москвы выбирали ТиНАО для покупки жилья, то в настоящий момент эта цифра достигла 60%. Возраст людей, приобретающих квартиры в Новой Москве, — 26-35 лет, то есть это молодые семьи с детьми. Мне кажется, это очень важно — люди переезжают в надежде на перспективу, чтобы комфортно жить и работать.
«СГ»: Расскажите подробнее о градостроительных итогах прошедшего десятилетия.
Владимир Жидкин: За десять лет, то есть с момента вхождения в состав Москвы, здесь построено около 20,5 млн квадратных метров жилой недвижимости, включая индивидуальные дома; численность населения ТиНАО достигла 650 тыс. жителей. Только в этом году нами сдано около 1,5 млн «квадратов», рассчитанных на проживание почти 50 тыс. человек, а до конца года общий ввод составит около 2 млн кв. м.
При этом темпы развития Новой Москвы, в том числе и строительства, будут только расти: так, к 2032 году, по нашей оценке, будет построено еще 20 млн «квадратов». Стоит отметить интересную особенность: каждый новый проект строителей качественно лучше предыдущего. И не только у одного какого-то застройщика: в целом по новой территории постоянно идет конкуренция, и все девелоперы и застройщики целенаправленно ищут все новые варианты своих проектов, позволяющие улучшить среду обитания людей.
«СГ»: Одним из главных принципов застройки Новой Москвы была заявлена комплексность. Расскажите о его воплощении в жизнь.
В.Ж.: Это основополагающий принцип развития территорий, которому мы неукоснительно следуем. Градостроительная политика развития столицы, в том числе и Новой Москвы, направлена на формирование полноценной городской среды: нам важно создать здесь точки роста, а не просто спальный район. В связи с этим перед нами стоит несколько задач: строительство дорожно-транспортной и инженерной инфраструктур, сохранение экологии, обеспечение новых жилых кварталов социальными объектами и рабочими местами.
Именно поэтому в новых округах наряду с жильем активно строится социальная инфраструктура и коммерческая недвижимость. Всего с момента присоединения ТиНАО к Москве здесь было построено 70 детских садов и 31 школа; помимо этого, на новых территориях появилось 18 медицинских учреждений, 7 спортивных сооружений и ряд других объектов. Я напомню, что к 2035 году, согласно Генплану, в Новой Москве должно быть построено 125 объектов здравоохранения, 700 спортивных комплексов, 170 школ и 320 детских садов.
«СГ»: Строительством всей этой сопутствующей инфраструктуры занимается только город или также и реализующие здесь проекты девелоперы?
В.Ж.: На самом деле большую часть соцобъектов в ТиНАО строят инвесторы. Например, на возведение школ и детских садов Новой Москвы из бюджета ежегодно выделяется порядка 6 млрд рублей, а девелоперы тратят на эти цели еще более 15 млрд рублей. Как правило, возведение объектов образования ведется параллельно со строительством жилья, чтобы новоселы сразу получали места для своих детей в детских садах и школах.
«СГ»: Другой стороной полицентризма и комплексности является создание рабочих мест в шаговой доступности от возводимого жилья. Как обстоит дело с новыми местами приложения труда?
В.Ж.: Это одна из самых важных наших задач и наш главный вызов: чем больше объектов с рабочими местами будет на новой территории, тем больше жителей Новой Москвы будут оставаться там, а не выезжать за ее границы, создавая пробки.
За последние 10 лет количество мест приложения труда увеличилось втрое. Я подчеркну, что десятилетие ушло на то, чтобы создать 85 тыс. рабочих мест, а сегодня их уже свыше 267 тыс. Для этого было создано более 5 млн кв. м коммерческих, складских и производственных площадей. В этом году здесь уже построено 111 тыс. кв. м нежилой недвижимости, до конца года будет сдано еще около 500 тыс. «квадратов» деловых и производственных объектов. Благодаря такому вводу коммерческой недвижимости, по итогам этого года в новых округах будет создано еще порядка 12,5 тыс. рабочих мест.
Надо заметить, что в последнее время запросов по проектам создания новых производств стало заметно больше, что отчасти связано и с необходимостью развития импортозамещения. Так, застройщики и собственники земельных участков, а также и сами инвесторы предлагают создавать объекты с рабочими местами. Это и мебельное производство, и производство строительных материалов, а также новый производственный комплекс «Внуково-логистик».
Еще один проект — перспектива строительства завода по производству инсулина и медицинских расходных материалов. Если будет принято решение о его строительстве, то город получит мощную производственную площадку и новые рабочие места, а инвестор — гарантированный сбыт своей продукции. Кроме того, недавно было принято решение о строительстве индустриального парка в Бекасове, там, где расположена грузовая железнодорожная станция. Предполагается, что в перспективе парк обеспечит 20 тыс. рабочих мест.
Понятно, что все это сейчас находится пока в начальной стадии предложений и поиска земельных участков; но мы видим резкий рост обращений по созданию объектов производства различных видов продукции.
«СГ»: Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы таких проектов становилось больше?
В.Ж.: Надо понимать, что создание рабочих мест — это самое сложное направление, учитывая, что застройщики, девелоперы предпочитают строить все-таки жилье. Мы понимаем: необходимы новые решения и предложения застройщикам и инвесторам по предоставлению им льгот, по преференциям, которые позволили бы в сегодняшних условиях создавать эти объекты. Считаю, нужно внести соответствующие предложения, позволяющие инвесторам приобретать земельные участки, создавая при этом места приложения труда.
«СГ»: Первостепенное значение для нормального функционирования новых территорий имеет, конечно, формирование транспортного каркаса Новой Москвы. Расскажите о строительстве автомобильных и железных дорог, а также метро.
В.Ж.: На сегодня мы завершили первый этап формирования транспортного каркаса ТиНАО, включающего в себя и метро, и Московские центральные диаметры (МЦД), и транспортные магистрали. Фактически именно благодаря этому у нас и появилась здесь структура города. Ведь раньше это были три района Московской области и два города — Щербинка и Троицк, а сегодня же это город, который сформирован вокруг этого транспортного каркаса.
Очевидно для всех, что новые магистральные дороги и линии подземки значительно улучшат доступность отдельных территорий и населенных пунктов этих территорий. Кроме того, развитие транспортной сети способствует экономическому росту Новой Москвы и привлечению инвестиций.
В осуществление этой цели на сегодняшний день уже построено и запущено около 400 км магистральных дорог и восемь станций метро; а всего за прошедшие 10 лет в строительство дорог Новой Москвы инвестировано около 235 млрд рублей. При этом формирование транспортного каркаса продолжится и в будущем. Так, например, к 2032 году протяженность новых магистральных дорог увеличится до 700 км. Кроме того, в ближайшие два года будет построено еще семь станций метро, а к 2027-му — еще шесть. Всего же планируется, что к 2032 году здесь будут принимать пассажиров 24 станции.
«СГ»: В связи с изменением структуры застройки и ростом количества жителей особое значение приобретает в числе прочих вопрос безопасности. Достаточно ли в новых округах пожарных депо?
В.Ж.: Несомненно, активное развитие территорий требует строительства дополнительных пожарных депо. Поэтому проекты огнеборческих пикетов или депо входят в проекты комплексной застройки того или иного района. За прошедшие годы строители уже возвели 11 пожарных депо, рассчитанных на 50 постов. А до конца 2024 года в ТиНАО планируется построить еще шесть пожарных депо в разных районах новых округов, что позволит оснастить и поставить на дежурство 24 дополнительных поста с общей численностью пожарных около 600 человек. Таким образом к 2025 году территория Новой Москвы будет полностью обеспечена объектами пожарной безопасности.
«СГ»: На уникальные мегапроекты ТиНАО богаты?
В.Ж.: В Новой Москве реализуется несколько объектов, которые станут точками притяжения для жителей не только столицы, но и, возможно, всей страны. Например, из-за стартовавшего процесса импортозамещения к сентябрю будет пересмотрен проект уникального музейного фондохранилища. Именно здесь, на этих территориях, предполагается разместить коллекции 16 московских музеев — около 820 тыс. единиц хранения. Кроме того, там же будут экспонироваться депозитарии Музея Великой Отечественной войны, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Третьяковской галереи, Исторического музея и других. Сегодня идет перепроектирование и поиск российских аналогов планируемой к использованию техники и аппаратуры; при этом корректировка проекта коснется только технических аспектов. Замечу, что концептуально проект уже готов.
Есть и еще один необычный проект — мы давно мечтаем о создании сафари-парка. Это очень сложный и крупный по объемам инвестиций проект. Убежден, что рано или поздно он появится, потому что все необходимые предпосылки для этого есть: уже заложена зона рекреации для его размещения, есть удобная транспортная доступность. Но надо понимать, что в сложившихся условиях мы инвестора быстро не найдем.
«СГ»: Такое развитие территорий стоит больших денег. Сколько средств уже вложено в ТиНАО?
В.Ж.: Действительно, новые округа Москвы — это самый масштабный проект градостроительного развития в России, и он требует больших инвестиций. Так, к 1 июля по объему инвестиций мы преодолеваем рубеж в 3 трлн рублей, причем львиная доля — это деньги из внебюджетных источников — 2,4 трлн рублей. Однако в ближайшие 10 лет мы рассчитываем увеличить объем инвестирования еще вдвое. Суммарно к 2032 году мы ожидаем свыше 6 трлн рублей, 20% из них составит бюджетное финансирование, а 80% — частные средства.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:
«ТиНАО стали не только местом уютной и качественной жизни, но и драйвером экономического развития всей столицы»
«ТиНАО — территория с наиболее динамичным развитием. Здесь создаются рабочие места, строится новое качественное жилье. Кроме того, планируется создание тематических парков, новых уникальных центров культуры, спорта, медицины и образования. Все это сопровождается беспрецедентным строительством необходимой инфраструктуры, в том числе транспортной и инженерной»
Владимир ЖИДКИН, глава Департамента развития новых территорий Москвы:
«Каждый новый проект, построенный в Троицком и Новомосковском округах, качественно лучше предыдущего»