Пандемия стройке не помеха
Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
Андрей Бочкарев о «подарках» московских строителей ко Дню города
Стройкомплекс Москвы является «локомотивом» экономики всей агломерации, создает огромную налогооблагаемую базу, обеспечивает трудовую занятость и является магнитом для привлечения инвестиций не только со всей России, но и из-за рубежа. От стабильности работы этой отрасли зависит благополучие миллионов жителей столичного и сопредельных регионов. О результатах работы московских строителей за восемь месяцев и планах на будущее в эксклюзивном интервью «Стройгазете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей БОЧКАРЕВ.
«СГ»: Андрей Юрьевич, традиционно ко Дню города строители делают москвичам «подарки» — открывают новые объекты. Чем они порадуют в этом году?
Андрей Бочкарев: Да, в Москве есть такая традиция, но хочу напомнить, что Дню города всегда предшествует начало учебного года, когда открываются новые школы и детские сады. К этому 1 сентября в столице построено 37 объектов образования — 17 детских садов и 20 школ, которые смогут вместить более 16 тыс. юных москвичей. А до конца года построим еще 12 школ и 10 садиков.
Особо хочу подчеркнуть, что с каждым годом увеличивается количество образовательных объектов, возводимых за счет средств частных инвесторов в рамках комплексной застройки районов. Всего к началу осени силами девелоперов построено 14 детских садов и 7 школ. Эти объекты образования передаются девелоперами в собственность города для размещения в них городских образовательных учреждений. Так решается вопрос обеспечения домов-новостроек бесплатными объектами образования в пешей доступности.
Если же говорить о «подарках» ко Дню города, то в этом году планируется запустить участок Северо-Восточной хорды от Открытого шоссе до Ярославского шоссе, транспортную развязку на пересечении этой хорды с проспектом Мира. Кроме того, введен в эксплуатацию музейно-образовательный комплекс на Болотной набережной. За счет инвестора были отреставрированы и приспособлены для современного использования здания бывшей ГЭС-2, а также построен подземный паркинг с эксплуатируемой кровлей, на которой разместился арт-объект «Березовый лес».
«СГ»: Скажите, а с каким результатами в целом столичный стройкомплекс подошел к празднику? Каковы показатели ввода с начала года?
А.Б.: Стройкомплекс Москвы традиционно показывает высокие результаты, несмотря ни на пандемию, ни на дефицит рабочей силы, ни на экономические санкции. Этот год не стал исключением — за восемь месяцев введено в эксплуатацию 8,2 млн кв. метров, в том числе 4,1 млн жилых «квадратов». Это позволило нам уже до сентября почти выполнить годовой план по общему вводу недвижимости и перевыполнить по сданному жилью (8,5 млн и 4 млн кв. метров соответственно).
Безусловно, важнейшим направлением нашей работы остается транспортное развитие. В этом году уже открыт западный участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метро от станции «Хорошевская» до станции «Нижние Мневники». Также запустили движение по транспортной развязке на пересечении МКАД с Волоколамским шоссе. Еще одним важным для москвичей транспортным открытием стал запуск Богородского путепровода, проходящего над путями Московского центрального кольца и Северо-Восточной хордой. Хочу подчеркнуть, что все эти результаты были достигнуты не в самых благоприятных макроэкономических условиях.
«СГ»: А какова доля инвесторов в общем объеме ввода?
А.Б.: Доля «инвестиционного» ввода, как всегда, очень велика. С начала этого года инвесторами построено 6,8 млн «квадратов» недвижимости, в том числе 3,4 млн — жилья. Напомню, силами девелоперов также построено 26 спортивных и социальных объектов.
«СГ»: Вы упомянули не о самых благоприятных условиях для развития стройотрасли. Насколько сильно они сказались на ситуации на рынке?
А.Б.: Среди факторов, оказавших значительное влияние на строительную отрасль, а также на рост издержек застройщиков, можно выделить несколько. В первую очередь, это ограничения на трансграничные передвижения рабочей силы, введенные для сдерживания пандемии коронавирусной инфекции. Во-вторых, это увеличение цен на строительные материалы, детали и конструкции, расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов, накладных расходов. Нельзя не вспомнить рост цен на металлопрокат для строительства, связанный с возросшим спросом на металлы на зарубежных сырьевых рынках.
В ближайшей перспективе ситуация в отрасли будет во многом зависеть от скорости восстановительных процессов в экономике, динамики спроса на недвижимость и экономической активности населения.
«СГ»: А как инвесторы и девелоперы реагируют на все эти сложности?
А.Б.: Учитывая, что существенная доля всего ввода недвижимости приходится на инвестиционный блок, можно уверенно говорить — в Москве созданы комфортные условия для частного бизнеса в строительной сфере. Важно помнить, что возведение жилья за счет средств инвесторов остается одним из самых крупных сегментов частного строительного рынка в Москве. В условиях волатильности курса национальной валюты население все чаще рассматривает жилье как средство сбережения. Кроме того, переход отрасли к проектному финансированию повышает надежность инвестирования в квадратные метры для населения. Так что девелоперы с уверенностью смотрят в будущее.
Со своей стороны, могу заверить, что правительство Москвы делает все возможное для увеличения объема предложения нового жилья на рынке, в том числе за счет мер по снижению административных барьеров. Кстати, пандемия коронавируса продемонстрировала готовность города к диалогу и оказанию помощи игрокам рынка. Мы оперативно приняли ряд решений для поддержки всей отрасли, например, продлили сроки действия различных разрешительных документов, снизили ставки по кредитам, открыли возможность получать займы от СРО.
«СГ»: Не один раз отмечалось, что цифровизация отрасли помогла строителям пережить пандемийный локдаун с наименьшими потерями. Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах по внедрению новых технологий.
А.Б.: За последние десять лет проделана большая работа по цифровизации стройотрасли. Результатом этих усилий стал перевод всех услуг в сфере строительства, а также услуг по подключению к сетям в Москве в электронный вид. Таким образом, сегодня через интернет оказывается 23 госуслуги, из них 19 — исключительно в электронном виде.
Следующей задачей является создание цифровой экосистемы для участников стройрынка. Единая цифровая платформа позволит обеспечить доступ к широкому спектру услуг и сервисов через одну «точку входа». Конечной задачей этой работы является создание прозрачной, максимально понятной и комфортной среды в строительной сфере. При этом важно соблюсти баланс между теми упрощениями, которые вводятся в отрасли, и качеством строительства.
«СГ»: Сохранится ли интерес инвесторов к проектам в сфере недвижимости на будущее?
А.Б.: Москва является одним из наиболее динамично развивающихся мегаполисов мира. И даже с учетом негативных факторов остается очень перспективным рынком для девелоперов. Только за 8 месяцев было выдано 249 разрешений на строительство 6,7 млн кв. метров различной недвижимости, в том числе 80 разрешений на возведение жилья площадью 2,8 млн «квадратов».
Я хочу подчеркнуть, что эти показатели ежегодно растут. Так, в допандемийном 2019 году за этот же период было выдано 193 разрешения на строительство 3,6 млн кв. метров, из них только 900 тыс. — жилье, а в прошлом году — 238 разрешений на 5,4 млн кв. метров недвижимости, включая 1,7 млн жилых объектов.
«СГ»: Перейдем к планам до конца года. Какие объекты будут достроены за оставшиеся четыре месяца?
А.Б.: До конца этого года за счет средств городского бюджета будет построено около 30 км дорог, в том числе в рамках реконструкции Волоколамского шоссе будет открыто движение по мосту через реку Сходня. Продолжится реализация мегапроекта, не имеющего по своим масштабам и темпам аналогов, — строительство самой протяженной в мире подземной кольцевой линии метро. В частности, до конца года предполагается завершить возведение 9 станций БКЛ: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино», а также реконструировать станцию «Каховская».
В то же время за счет инвесторов на Мичуринском проспекте откроется медицинский центр, в Зеленограде достроят школу на 1100 учащихся. Также до конца года планируется завершить реставрацию исторического здания по адресу: Мясницкая ул., 8/2 (для размещения Академии Игоря Крутого) и закончить строительно-монтажные работы по возведению нового корпуса Литературного института им. Горького на Тверском бульваре.
Параллельно продолжится работа по реализации самых разных градостроительных программ — реновации жилья, развития прибрежных территорий, а также транспортного строительства.
«СГ»: Программа реновации жилого фонда в Москве — одна из самых масштабных в мире. Как идет работа по переселению горожан из старых домов?
А.Б.: Сегодня программа реновации находится в активной стадии реализации. С момента ее утверждения прошло четыре года, и мы уже видим значительные результаты. За это время было подобрано 513 «стартовых» площадок с градостроительным потенциалом 8,1 млн кв. метров. Это позволяет начать переселение более 250 тыс. москвичей. Уже построено и введено в эксплуатацию 137 домов площадью 1,8 млн «квадратов». Сейчас ведется переселение жителей 303 домов в 109 новостроек. Всего же с начала программы переселены 36,6 тыс. москвичей, еще более 9 тыс. горожан находятся в стадии переезда.
Увидев первые дома и наблюдая за ходом реновации, даже те участники программы, которые сначала были настроены негативно, быстро изменили свое мнение. Мы это видим по скорости переселения домов. Если раньше на переселение дома уходило 10-11 месяцев, то сейчас жители старой пятиэтажки переезжают за 4-5 месяцев. Рекордсменами стали жители двух домов по улице Черное Озеро, которые отпраздновали новоселье за три месяца.
Все это подвигает нас увеличить темпы строительства. В настоящее время проектируется 145 домов площадью 2,9 млн кв. метров, строится еще 158 домов на 2,5 млн «квадратов». В этом году по программе реновации планируется ввести около 1,5 млн кв. метров нового жилья. Однако перед нами стоит задача — в ближайшие два-три года достичь ежегодного ввода такого жилья на уровне 3-3,5 млн «квадратов».
«СГ»: Программа реновации задумывалась не просто как замена старых домов на новые, но и как возможность качественного улучшения городского пространства. Что делается в этом направлении?
А.Б.: Несомненным достоинством программы станет возможность создания максимально комфортных и удобных районов с достаточным количеством объектов социальной инфраструктуры в шаговой доступности от жилых домов. Всего в новых кварталах будет возведено школ, поликлиник и детских садов общей площадью 5 млн кв. метров.
Например, в рамках утвержденных проектов планировок в кварталах реновации планируется построить 270 детских садов и школ, 30 поликлиник, 40 спортивных сооружений и порядка 50 административных и культурных объектов.
«СГ»: А как с развитием прибрежных зон?
А.Б.: Работа по приведению в порядок территорий, расположенных вдоль Москвы-реки, ведется на протяжении нескольких лет. К настоящему времени благоустроено 71,7 км набережных, а в ближайшие годы нам предстоит привести в порядок, реконструировать и благоустроить еще около 121,1 км набережных Москвы-реки. Только в этом году предполагается завершить работы по благоустройству набережных Тараса Шевченко, Бережковской, Софийской, Раушской, Садовнической, Космодамианской и ряда других. Кстати, программа развития прибрежных территорий предполагает также строительство причалов для запуска регулярного речного пассажирского транспорта.
«СГ»: В период пандемии строительство медицинских объектов вышло на первый план в развитии городской инфраструктуры — строились новые крупные объекты, велась работа по созданию дополнительных мест в поликлиниках. А какие значимые объекты здравоохранения будут построены в этом году?
А.Б.: В условиях активного распространения коронавирусной инфекции в рекордные сроки был реализован уникальный проект — построен и оснащен по последнему слову техники инфекционный центр «Вороновское». Настоящий подвиг строителей, которые возвели суперсовременную больницу с нуля за месяц, был не напрасным: благодаря этому были спасены тысячи жизней.
Однако говорить о строительстве поликлиник и больниц только в привязке к пандемии неверно. Мы ведем планомерную работу по расширению городской инфраструктуры здравоохранения, до конца этого года планируется завершить строительство девяти лечебных учреждений. Это две подстанции медицинской помощи в районе Даниловский и в городе Московский (Троицкий и Новомосковский административные округа), две поликлиники — детско-взрослая поликлиника на 750 посещений в смену в Нагатинском затоне и детская поликлиника на 320 посещений в Южном Медведково. Также предполагается достроить три корпуса больницы в Коммунарке: детский корпус, роддом и амбулаторию и два корпуса для расширения уже действующих в городе больниц.
Помимо этого, до конца 2021 года на территории международного медицинского кластера в Сколково появятся первые «исцеляющие» сады и объекты благоустройства — овальная площадь и лес с ручьем. Кстати, кластер является настоящим флагманом системы здравоохранения. Разрабатываемые здесь технологии, методы лечения и подходы к организации восстановительных процессов становятся образцами для коллег, причем, не только столицы, но и всей России.
«СГ»: Андрей Юрьевич, будут ли все эти планы развития Москвы включены в новый Генплан или мастер-план? Какие принципы будут положены в основу новой стратегии развития столицы?
А.Б.: Безусловно, для грамотного, всестороннего и полноценного развития городских пространств необходимо выработать единую стратегию. Однако вырабатывая какие-то единые подходы, важно учитывать разнообразие и индивидуальность каждого района мегаполиса.
Работа над новым документом градпланирования началась несколько месяцев назад. Перед разработчиками стоит задача учета мнения и интересов разных социальных групп и общностей, а также сведение их в единый план. Фактически обновленный документ станет стратегией социальной и финансовой политики Москвы на десятилетия вперед, в том числе и в сфере градостроительства.
В любом случае, реализуемые сейчас в Москве программы, способствующие улучшению качества жизни в городе, а также запросы москвичей будут учтены в стратегии.
Сергей Собянин, мэр Москвы:
«За последние десятилетия строители подарили москвичам 150 станций метро, МЦК, МЦД, более тысячи километров дорог и почти 100 млн кв. метров недвижимости. По сути, они возвели еще один город-миллионник для нынешнего и будущего поколений жителей столицы»