Краеугольная задача: как «оцифрованной стройке» стать основой пространственного развития всей страны
/FOTODOM
Владимир РЕСИН, депутат Госдумы РФ, профессор, заведующий базовой кафедрой «Управление программами и проектами Capital Group» РЭУ им. Плеханова:
Современные глобальные вызовы ставят перед человечеством новую повестку инновационного развития на условиях цифровой трансформации экономического базиса практически всех государств. Сегодня цифровые технологии проникли во все сферы жизни, навсегда изменив ее. Пока сложно в позитивном или негативном ключе оценить эффект этих преобразований.
Ясно одно: с каждым днем растет значение интеллектуального капитала и нематериальных активов. Но важно, чтобы стремление запатентовать право собственности на активы (основанные на знаниях и творческом самовыражении) не переходило в тотальную защиту интеллектуальной собственности во вред технологическому прогрессу и широкому распространению инноваций. Здесь нам требуются системный подход и стимулирующая государственная политика.
Именно государство, формируя «правила игры» и приоритеты, проводя стимулирующую политику, должно выступать активным участником инновационного процесса. Другие его ответственные участники — корпоративный сектор и формируемые «институты развития», аккумулирующие значительный человеческий, научный и финансовый капитал. Институты развития выступают эффективным проводником технологических решений на рынок, двигателем их коммерциализации.
Стремительное развитие рынка электронной коммерции, высокое качество и надежность предоставляемых онлайн-сервисов и цифровых инструментов, темпы развития интернет-отрасли и сопутствующей ей информационно-коммуникационной инфраструктуры в России являются неоспоримыми конкурентными преимуществами страны. Они выступают драйверами модернизации отдельных отраслей, кардинально меняют привычный образа жизни людей, приобретают глобальный масштаб и должны обеспечить создание национальной инновационной цифровой экономики.
Это и есть краеугольная задача «Единого плана развития страны на период до 2035 года», предусматривающего инновационное развитие отраслей реальной экономики, обеспечивающих промышленный суверенитет России, и особенно — строительной отрасли, являющейся основой градостроительных преобразований и пространственного развития территории всей страны.
Исторически города всегда были основными производителями и потребителями инновационных технологий. Сегодня именно инновационные цифровые информационно-коммуникационные технологии во многом определяют уровень экономического и культурного развития, формируют облик городских и сельских поселений, поведенческие стандарты жителей.
Одним из ключевых факторов успеха города является способность притягивать и удерживать таланты, создавать особую среду, в которой они могут реализовать себя. При сопоставимости экономической мощи и инфраструктуры города конкурируют за счет качества городской среды и способности создавать особое впечатление: очевидно, что визуальная среда и эргономика города становятся источниками его привлекательности, а также факторами, способствующими плодотворным коммуникациям, зарождению новых идей и проектов.
При этом стремление к прогрессу и инновациям, гонка за качеством среды не должны привести к перекосам в градостроительном развитии и городском бюджете. Создаваемая эстетическая и эргономическая, комфортная и безопасная среда должна быть равно доступна для всех категорий горожан и гостей.
При построении инновационной экономики ключевую роль по-прежнему играет конкуренция, являющаяся основой институциональной среды для стимулирования субъектов рыночных отношений к поиску новых идей и решений, к внедрению технологических новаций для создания коммерчески жизнеспособных видов продукции. Но в сложившейся ситуации переустройства миропорядка для сохранения экономической устойчивости и противостояния внешним вызовам необходим поиск новых моделей правоотношений в государственной инвестиционной и градостроительной политике.
Согласованность позиций и баланс интересов в этом процессе, ответственную роль при планировании и реализации градостроительных программ должны вместе обеспечивать вертикаль федеральной, региональной и муниципальной властей, профессиональные и научные сообщества, бизнес, а также организованные и неравнодушные граждане.