Игорь Манылов: экспертиза должна стать институтом управления эффективностью строительства
В условиях сложившейся непростой экономической ситуации, когда возрастает нагрузка на экспертизу, ключевую роль играет слаженная работа участников процесса строительства на всех уровнях и этапах. Особую роль сегодня играет процесс переформатирования самого процесса экспертизы, ее трансформация в институт управления эффективностью строительства. Такое мнение высказал начальник Главгосэкспертизы России (ГГЭ) Игорь Манылов, выступая на круглом столе «Формирование системы содействия строительству: взаимодействие и коммуникации», прошедшего на полях Международного строительного форума и выставки 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге.
«В целом сейчас экспертиза уходит от своей традиционной функции, когда эксперт выступает лишь промежуточным звеном в цепочке инвестиционно-строительного процесса. Благодаря вызовам извне, запрос на роль экспертизы стал значительно шире. Сегодня экспертиза должна подключаться уже на этапе замысла объекта и в перспективе вести его «за руку» до момента ввода в эксплуатацию, а далее — сопровождать и на более поздних этапах жизненного цикла», — подчеркнул Игорь Манылов.
О новеллах нормативного правового регулирования и совершенствования законодательства в области градостроительной деятельности участникам мероприятия рассказал начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Вадим Полянский. Он остановился на четырех федеральных конституционных законах, целью которых является регламентирование правоотношений, связанных с принятием в состав Российской Федерации новых субъектов.
Наиболее важным для развития отрасли стал федеральный закон от 14.07.2022 № 350-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого предполагают дальнейшее развитие института типового проектирования.
Вадим Полянский также напомнил, что с 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление правительства № 914, предусматривающее дальнейший перевод обязательных требований в добровольные. Благодаря планомерной работе Правительства и Минстроя России в этом направлении в 2022 году произошло существенное сокращение обязательных требований. Никакие требования не отменяются. Технический регламент, который обеспечивает безопасность зданий и сооружений, основывался на двух перечнях — «обязательном» и «добровольном». Практически все требования, которые находились в «обязательном» перечне, теперь перешли в разряд добровольных. Раньше в процедуре отклонения от обязательных требований обязательно участвовало государство через согласование специальных технических условий. Сейчас, когда проектировщику нужно обосновать отклонение от добровольных требований, ему необходимо будет прийти в экспертизу и доказать технические решения, которые он принял при таком отступлении.
Докладчик особо подчеркнул, что главной задачей проводимой трансформации технического регулирования в отрасли является выстраивание единого и согласованного подхода к нормированию, а также обеспечение применения при строительстве наиболее выигрышных с точки зрения безопасности и качества решений.
Руководитель Службы взаимодействия по экспертным услугам Юлия Исаченко обратила внимание слушателей на сервисы Главгосэкспертизы России по комплексному сопровождению проектов. Сегодня ведомство проводит консультации, предоставляет сервисы планирования и мониторинга объектов.
Множество услуг оказывается на предэкспертной стадии, в том числе — оценка задания на проектирование и экспертный консалтинг. Действует сервис учета предварительных заявок на прохождение экспертизы. 80% заявителей пользуются сервисом предпроверки комплектности на этапе приемки. Также на входном контроле эксперты проводят выборочную экспресс-оценку материалов для выявления рисков продления экспертизы или получения отрицательного заключения.
В информационной системе АИС «Главгосэкспертиза» для заказчика реализована роль наблюдателя, которая позволяет ему проводить оперативный мониторинг и аналитику объектов, находящихся на экспертизе. Таким образом множество инструментов ориентированы именно на заказчика.
«Без вовлечения заказчиков в процесс экспертизы, а также без решения вопросов оптимального управления стоимостью эффект от реализации проекта значительно ниже», — резюмировала Юлия Исаченко.
«Такой подход к управлению проектом, в том числе в части взаимодействия с заказчиками, мы будем реализовывать и в развитии ЕЦПЭ, то есть для всего института экспертизы. Документооборот постепенно должны заменить работа с данными и сервисы, которыми будут пользоваться и эксперты, и заказчики, и проектировщики», — добавил Игорь Манылов.
Он отметил, что одна из ключевых задач — это формирование системы сервисов, когда при любом уровне компетенций заказчика можно будет легко преодолевать различные барьеры.
Замруководителя Инжинирингового центра Главгосэкспертизы России Марина Гречко акцентировала внимание на процессе перехода к стоимостному инжинирингу в строительстве как наиболее важной части комплексного управления проектом.
Зачастую застройщикам необходимо определить бюджет проекта, будущие инвестиции, когда еще нет проработанных проектных решений, например, для включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу. То есть, нужна быстрая и в то же время максимально точная оценка предстоящих затрат еще на предпроектной стадии. Кроме того, если на этой стадии выявить и скорректировать рискованные и ошибочные технические решения, это будет иметь минимальное влияние на стоимость объекта и сроки его реализации. За счет использования инструментов стоимостного инжиниринга сокращаются риски как превышения лимитов, так и недофинансирования, несоблюдения сроков реализации объекта. Заказчик может рассчитывать на своевременное получение разрешения на строительство и на ранний выход на стройку.
О первых итогах работы в режиме «одного окна» и первом опыте межведомственной системной интеграции на федеральном уровне рассказали начальник Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России Оксана Родивилова и руководитель проектов Центра цифровой трансформации Евгений Момотов.
Институт «Одного окна», позволяющий синхронное проведение государственной строительной и экологической экспертиз, введен с 1 сентября 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 2366. На текущий момент в информационную систему АИС «Главгосэкспертиза» поступило уже более 30 проектов, из них 12 – в стадии проверки комплектности. По восьми проектам в ближайшее время будут заключены договоры с Главгосэкспертизой и Росприроднадзором.
«Параллельное проведение экспертиз с обменом статусов документов в системах обоих ведомств, безусловно, стало большим достижением. Теперь эксперты смотрят фактически в один «телевизор», и это не только существенно повышает скорость прохождения экспертизы, но и снижает риски выдачи отрицательных заключений», — подчеркнула Оксана Родивилова.
В свою очередь начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов подчеркнул, что отработка пилотного проекта с Росприроднадзором позволит в дальнейшем тиражировать этот опыт во взаимодействии с другими федеральными ведомствами, с тем чтобы сделать все процедуры на этапе экспертизы еще более комфортными и прозрачными для заявителей.