Господдержка поможет эффективнее решать насущные отраслевые проблемы
minstroyrf.gov.ru
В конце марта состоялось заседание Общественного совета (ОС) при Минстрое России. Мероприятие возглавили министр Ирек Файзуллин и председатель ОС Сергей Степашин, а в его работе приняли участие представители федеральной и региональной власти, профильных общественных организаций и бизнеса. В ходе двухчасового обсуждения были сформулированы рекомендации по консолидации профессионального сообщества, предложены эффективные антикризисные меры и выдвинуты инициативы по созданию современной отраслевой нормативной базы.
Во вступительном слове глава Минстроя России Ирек Файзуллин отметил важность взаимодействия и совместной работы по созданию условий для устойчивого развития строительной отрасли и жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ) России. Он напомнил, что в настоящее время работает система предоставления социальной поддержки по оплате ЖКУ, недавно был упрощен процесс получения субсидий и компенсаций. «Минстрой России готов оперативно рассматривать предложения профессионального сообщества и подходы для формирования новых мер и инструментов поддержки стройотрасли», — подчеркнул Ирек Файзуллин.
Выступивший следом председатель ОС при Минстрое России Сергей Степашин призвал собравшихся сконцентрировать усилия на разработке эффективных мер поддержки предприятий строительного комплекса и ЖКХ с тем, чтобы сохранить темпы и качество их работы. По его мнению, в условиях санкций нужно еще раз обратить внимание на ресурсы и мероприятия, способные помочь стройке и ЖКХ превозмочь сложности, возникающие из-за нарушения налаженных процессов, поставок и торговых связей, увеличения инфляции и стоимости заемных средств.
Правильные решения
Правительством России оперативно приняты два пакета антикризисных мер, в которых содержатся эффективные инструменты поддержки граждан и стройотрасли. На состоявшемся ранее совещании Владимира Путина с кабмином было одобрено предложение по сохранению линейки и параметров действующих госпрограмм. Решено, что все усилия будут сконцентрированы на дальнейшей поддержке стройотрасли и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сейчас в разработке находится третий пакет мер поддержки, и реализация совокупного набора всех принятых решений должна помочь сохранить темпы развития строительного комплекса и продолжить работу по созданию комфортных условий жизни сограждан. «Сегодня на первый план выходят вопросы экономической, информационной и технологической безопасности страны. Влияние строительного комплекса и ЖКХ на экономику и социальную сферу трудно переоценить, и нужно создать условия, чтобы они не теряли темпов и качества своей работы», — рассказал Сергей Степашин.
По его словам, годовой экономический оборот ЖКХ, где занято более 2 млн человек, превышает 4 трлн рублей. Весь этот механизм не должен замедлить свою работу, и есть уверенность, что принятие эффективных и правильных решений позволит даже улучшить ситуацию в отрасли. В этой связи важным инструментом контроля является мониторинг реализации всех принятых решений и предложений, в том числе и тех, что буквально на днях были сформулированы экспертами ОС.
Конец разноголосице
Согласно анализу председателя ОС, в настоящее время по разным направлениям деятельности в ЖКХ создано множество объединений, ассоциаций и других структур, зачастую дублирующих друг друга, причем, по сути, некоторые из них созданы исключительно в лоббистских интересах. Поэтому объективно существует необходимость усиления негосударственного управления отраслью, и в этих целях недавно был создан совет Ассоциаций предприятий сферы ЖКХ, который называется «Объединенный жилищно-коммунальный совет». «Данная организация и должна консолидировать все наши совместные неправительственные усилия по поддержке ЖКХ», — сказал председатель ОС.
Он подчеркнул, что несмотря на обусловленные санкциями сложности, никто не отменял заданные главой государства ориентиры по увеличению строительства объемов жилья и созданию комфортной городской среды. В рамках реализации этой задачи уже много сделано для упрощения нормативной базы в строительстве, почти на 30% сокращены разного рода согласования, и есть интересное, хоть и рискованное, предложение о том, чтобы в ближайшее время перевести практически все оставшиеся требования из обязательных в разряд добровольных. «Правда, при реализации этой инициативы нельзя забывать, что вопросы безопасности остаются ключевыми и должны быть обеспечены на этапе экспертизы проектов», — уточнил Сергей Степашин.
Также важным фактором является цифровизация стройотрасли и ЖКХ. Сегодня уже понятно, что это не мода, а насущная потребность: жизнь «заставляет» более активно работать в этом направлении. Исходя из этого, крайне необходимы инструменты по более эффективному управлению отраслью, и цифровые решения их как раз предоставляют.
В ходе обсуждения участники ОС отметили актуальность четкой реализации всех принятых мер поддержки. По их мнению, уточнение параметров инвестпрограмм для предприятий ЖКХ, временная отмена штрафов, субсидирование процентной ставки для ресурсоснабжающих организаций, обязательный технический учет жилищного фонда позволят сохранить динамику развития отрасли и поддержать в надлежащем состоянии жилфонд. Важным шагом стало и создание Совета Ассоциации предприятий ЖКХ «Объединенный жилищно-коммунальный совет», председателем которого стал вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и Российского союза строителей (РСС) Анвар Шамузафаров. «Сложившуюся ситуацию можно рассматривать как окно возможностей. Объединение усилий разрозненных организаций бизнеса и общества в рамках общей базовой структуры позволит выработать сбалансированные решения по реализации стратегических целей развития», — уверен Анвар Шамузафаров. В числе первоочередных вопросов, которыми займется новая структура, — завершение работы над Стратегией развития строительства и ЖКХ с учетом новых реалий, разработка стандартов по управлению многоквартирными домами, внедрение сводов правил и нацстандартов, синхронизация действующих госпрограмм, уточнение тарифной политики.
Окно возможностей
В ближайшее время будут реализованы решения, которые повысят адресность мер соцподдержки. С начала 2022 года упрощено получение субсидий и компенсаций, а вскоре планируется дифференцировать стандарт оплаты услуг ЖКХ в зависимости от дохода граждан. Рассматривается предложение, чтобы расчет пеней и штрафов делался исходя из ставки ЦБ РФ на 27 февраля этого года. Не менее важно осуществить реальное импортозамещение и локализацию до 100%, продолжить формировать транзитные схемы по поставкам комплектующих для стройки и ЖКХ.
«Все принятые сегодня меры поддержки отраслей правильные. Теперь нужны четкие и жесткие механизмы реализации и доведения принятых мер до того, в адрес кого они направлены. Но все эти меры поддержки — экстренные. Считаю необходимым продолжать на постоянной основе работу по модернизации наших отраслей», — отметил в своем выступлении председатель Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, добавив, что мер по поддержке именно ЖКХ принято пока «маловато» и их надо расширить.
В целом же, по его мнению, у нас сегодня открывается окно возможностей и дается уникальный шанс на более глубокие реформы в наших отраслях, могут быть реализованы предложения, которые раньше отвергались финансистами ЦБ и о которых даже «нельзя было мечтать». Для этого как раз и нужна более тесная работа со стройкомплексом, общественными и профессиональными союзами.
Выступившая следом представитель Счетной палаты РФ Наталья Трунова отметила, что благодаря активному участию общественных организаций и граждан, нарушений, которых раньше было много при реализации госпрограмм и нацпроектов, стало существенно меньше. Вместе с тем, в текущей ситуации следует обратить внимание на ряд рисков, в том числе на крайне высокую концентрацию строительства жилья (в 30 крупнейших городах строится 68% многоквартирных домов). В условиях кризиса стоит задача — не допустить заморозки строительства в субъектах из-за «просадки» доходов бюджетов, искать гибкие механизмы реализации нацпроектов. Второе важное направление — качество городской среды. «У нас очень зарегулированное законодательство. В регионах есть разнообразный опыт по сохранению многих объектов в том виде, как они были введены в эксплуатацию. Сейчас формируется банк таких управленческих практик», — сообщила Наталья Трунова. — Нужно провести экстренную оценку всех проектов и понять, насколько они затронуты кризисом, и уже исходя из этого предупредить негативные явления в строительстве и ЖКХ, с которыми есть риск столкнуться уже осенью этого года».
Софт не подведет
Руководитель комиссии по цифровизации стройотрасли ведомственного ОС Михаил Викторов кратко изложил результаты и перспективы работы в сфере производства российского программного обеспечения. Все ключевые отечественные производители уверены в эффективной адаптации своих продуктов для массового потребителя. По поручению Минстроя России Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) составило реестр российского программного обеспечения (ПО) с разбивкой по трем циклам капстроительства. Михаил Викторов отметил, что специалисты архитектурно-строительной отрасли, сталкивающиеся с проблемами внедрения ТИМ, нуждаются в едином Центре компетенций. Для удовлетворения этого запроса НОТИМ открывает Центр компетенций «ТИМ СОДЕЙСТВИЕ», куда можно будет обратиться по вопросам проектирования с использованием ТИМ, создания ТИМ-моделей, поставки среды общих данных, перевода документации из 2D в ТИМ и др. Центр заработает в начале апреля.
«Следует в короткие сроки объединить разработчиков ПО и выработать унифицированный подход. Уже 90% инвесторов работает с ТИМ-проектированием. Но важна финансовая поддержка разработок. Правительством была поддержана система грантов для разработчиков ПО, однако нужны и другие меры. Бывали случаи, когда у нас и техника на стройках вставала, те же краны, когда на них обновляли импортное ПО. Таких ситуаций более быть не должно», — подчеркнул Михаил Викторов.
В ответе за качество
Депутат Госдумы РФ Светлана Разворотнева отметила, что наконец-то сдвинулся с места вопрос субсидий и решено помогать бедным больше, чем богатым. Вместе с тем, она обратила внимание, что в нынешних условиях необходимо реализовать все возможности экономии средств и ресурсов, чтобы обеспечить граждан качественными услугами ЖКХ. В частности, нужно распространить все льготы по поддержке малого бизнеса на ТСЖ, предоставить управляющим организациям право уменьшать базу по налогу на прибыль на 100% накопленного убытка, сформированного из-за не полученных фактических доходов от платы за жилищные услуги за календарный год. Далее, надо ограничить ставку комиссии банков до 0,1% за зачисление коммунальных платежей организациям ЖКХ. Ввести мораторий на применение мер административной ответственности в виде штрафов для организаций, осуществляющих деятельность по управлению домами, поставщиков коммунальных ресурсов, а также выполняющих работы по капремонту и обслуживанию территорий, за исключением случаев, несущих риски для жизни и здоровья граждан. Нужно решать вопросы по тем людям, которые остались без работы и оказались в сложной ситуации. Важно не прекращать работу по повышению энергоэффективности, так как скопилось огромное количество заявок от тех, кто хочет такие работы провести. «Есть меры, которые могут быть реализованы и не требуют серьезных финансовых усилий, они должны войти в пакет поддержки ЖКХ», — рекомендовала Светлана Разворотнева.
Подводя итоги обсуждения, Сергей Степашин обратил внимание на региональный аспект при реализации всех мер поддержки и призвал усилить мониторинг исполнения принятых решений. «Мы должны работать еще более напряженно во имя интересов наших сограждан. Данные предложения после экспертной проработки будут направлены в Минстрой России», — заключил он.