Эксперты подвели итоги III квартала на рынке новостроек бизнес-класса Москвы
По итогам III квартала 2022 года на рынке новостроек бизнес-класса в реализации находилось 133 жилых комплексов и комплексов апартаментов. Суммарный объем предложения на конец сентября составил около 17,1 тыс. лотов, из них 13,5 тыс. – квартиры и 3,6 тыс. – апартаменты. Количество экспонируемых лотов относительно прошлого квартала увеличилось на 9,8%. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании «Метриум».
Продажи стартовали в семи проектах – трех жилых комплексах от крупных застройщиков и четырех комплексов апартаментов.
Рейтинг округов в структуре предложения новостроек бизнес-класса по количеству лотов претерпел изменения. Доля ЗАО, лидера по итогам II квартала 2022 года, сократилась на 1,2 п.п. до 18,2%. По количеству лотов в продаже вперед вышел ЮАО (18,5%, +1,6 п.п.).
Большая часть предложений сосредоточена в корпусах на этапе монтажа (45,6%, +5,5 п.п. за квартал).
Наиболее широко на рынке новостроек бизнес-класса представлены двухкомнатные (33,2%) и однокомнатные (30,3%) варианты. Доля студий постепенно увеличивается (15,6%, +2,1 п.п.). Доля многокомнатных предложений за квартал не изменилась и составляет стабильно малую долю рынка (3,7%).
Наибольший объем предложения в бизнес-классе реализуется без отделки (63,8% рынка, +1,1 п.п. за квартал). Квартиры с отделкой white box занимают 25,2% рынка (+0,3 п.п.). С чистовой отделкой предлагается 11% лотов (-1,4 п.п.).
По подсчетам аналитиков «Метриум», средневзвешенная цена кв. метра достигла 420,5 тыс. рублей (+0,9% за квартал, +10,9 за год). В большей степени за квартал выросла цена на новостройки в ВАО (+12,2%), в первую очередь из-за удорожания проекта «Преображенская площадь» от ГК «Регионы». Падение средней цены было зафиксировано сразу в нескольких округах: СВАО (-4,6%), СЗАО (-1,6%), САО (-1,4%) и ЗАО (-0,4%). Снижение средней цены предложения связано с выходом новых проектов на рынок по ценам ниже среднерыночных значений, а также из-за снижения цены предложения в некоторых проектах.
Во III квартале 2022 года рост цен на новостройки бизнес-класса замедлился. Совокупный прирост за квартал составил 0,9%, причем удорожание в большей степени коснулось апартаментов, которые стали дороже в среднем на 4,5%. Квартиры подорожали только на 0,5%.
Средний бюджет предложения в бизнес-классе за квартал упал на 1,6%, а сами лоты в среднем стали компактнее на 2,4%. Такая динамика наблюдается в первую очередь за счет изменения экспозиции многокомнатных лотов: в продаже стали появляться форматы относительно небольшой площади, но при этом с большим количеством комнат. Стоит отметить, что студии, которые имели тенденцию к уменьшению, за последний квартал стали просторнее на 2,1%, их средняя стоимость также увеличилась – на 3,3%.
Рейтинг самых доступных предложений в сентябре 2022 года:
– «Лофт Центросоюзный»: студия площадью 11,2 кв. м за 4,3 млн руб.
– «Берег Яузы»: студия площадью 15,7 кв. м за 5 млн руб.
– «Loft Рижская»: студия площадью 16,8 кв. м за 5 млн руб.
Совокупное количество зарегистрированных ДДУ в проектах бизнес-класса составило почти 4 тыс. штук. Это на 37,2% больше, чем во II квартале 2022 года, но на 28,4% меньше, чем в III квартале 2021 года. Положительная динамика отмечается по сделкам на жилые помещения (+48,7%). ДДУ на апартаменты в июле-сентябре было заключено меньше на 6,4% относительно II квартала 2022 года.
Основные тенденции
Директор по развитию компании «Метриум» Наталья Сазонова отметила, что в конце III квартала 2022 года на рынке новостроек бизнес-класса был зафиксирован рекордный объем предложения в продаже – 17,1 тыс. лотов. Последний раз сопоставимый объем экспозиции на рынке был представлен во II квартале 2020 года.
«Рост цены квадратного метра в III квартале замедлился. Прирост средневзвешенной цены на квартиры составил всего 0,5% за квартал. Апартаменты подорожали на 4,5%, но все еще остаются дешевле квартир в среднем на 12%: 377 тыс. против 429 тыс. рублей за кв. метр.
Спрос на новостройки бизнес-класса за последний квартал вырос. Всего за квартал было зарегистрировано 4 тыс. ДДУ, из них 3,4 тыс. штук – на жилые помещения. Совокупный рост активности покупателей относительно предыдущего квартала составил 37,2%, причем увеличение произошло за счет сделок на жилые помещения. Договоров на апартаменты заключается все меньше: отрицательная динамика наблюдается еще с начала 2022 года, а за последний квартал количество ДДУ на апартаменты сократилось еще на 6,4%», — сказала Наталья Сазонова.
Она также отметила, что в III квартале 2022 года сохранилась рекордно высокая доля ипотечных сделок –66% ДДУ в бизнес-классе были заключены с применением ипотечных средств, тогда как еще в прошлом квартале процент таких сделок находился на уровне 43%».