Дарья Мартынкина: рост объема фальсифицированного цемента на рынке увеличивает риск причинения вреда жизни и здоровью российских граждан
Исполнительный директор некоммерческой организации «Союз производителей цемента» («СОЮЗЦЕМЕНТ») Дарья Мартынкина приняла участие в совместном заседании Комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции. Она озвучила позицию цементной отрасли о необходимости восстановления государственного контроля и надзора на рынке цемента и последствиях его отсутствия.РСПП и ТПП, котором обсуждались вопросы возвращения госконтроля за оборотом отдельных видов продукции.
«Цемент – базовый строительный материал. Использование некачественного цемента создает риск обрушения строений, растрескивания конструкций, что может привести к самым тяжелым последствиям. Фальсификат может оказаться на любой стройке»», — подчеркнула Дарья Мартынкина. Например, членами «СОЮЗЦЕМЕНТ» в этом году зафиксирован факт использования цемента ненадлежащего качества при реконструкции школы в рамках нацпроекта «Образование».
По данным аналитиков, объем незаконного оборота фальсифицированного цемента за пять лет снизился на 8,54 млн тонн благодаря введению обязательной сертификации и мерам по контролю и надзору за оборотом цемента.
Однако обязательная сертификация работает эффективно только в связке с контролем и надзором. При этом фактически проверки на рынке не проводятся уже 2,5 года, указала Дарья Мартынкина.
По ее словам, отсутствие на рынке государственного контроля и надзора за цементом, выпущенным в обращение, приводит к росту объема фальсифицированной и контрафактной продукции; рискам, в том числе отложенным, причинения вреда жизни и здоровью граждан; потерям государственного бюджета от деятельности недобросовестных производителей продукции; утрате доли рынка добросовестными производителями.
Договором ЕАЭС установлены принципы технического регулирования по осуществлению государственного контроля, КоАП РФ определено наказание за нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции. При этом вопреки логике отсутствует государственный орган, который может применить указанные нормы и привлечь к ответственности за нарушения обязательных требований.
Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Минпромторгом России, Минстроем России, Росстандартом поддержана необходимость наделения госоргана полномочиями по контролю и надзору за оборотом отдельных видов стройматериалов. Однако на подготовленный Минпромторгом России проект изменений в федеральный закон «О техническом регулировании» получен ответ Минэкономразвития России, которое выступило против введения государственного контроля и надзора на рынке. Основной аргумент ведомства — «указанные ограничения позволяют снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты».
«При этом цементный бизнес уже в течение 2,5 лет просит сохранить эту нагрузку. Такова позиция компаний, входящих в «Союз производителей цемента», их совокупная доля на рынке ЕАЭС составляет 80%. Это более 50 цементных заводов. «Где же те производители, которые против возвращения госконтроля? Снижение нагрузки на бизнес в цементной отрасли может быть выгодно только мошенникам, которые выпускают фальсификат и реализуют его на рынке. Точно ли государство хочет снизить нагрузку именно на этих «производителей»?», — подчеркнула Дарья Мартынкина.