Регулирование

Что волнует депутатов? Какие рекомендации дали Минстрою в Госдуме

Названы российские города с самым дешевым жильем

Строительство
09.02.2023

В Таганском районе Москвы появится стрелковый клуб

Жилье
09.02.2023

Более половины нового жилья в Москве продается с отделкой

Официально
09.02.2023

Минстрой России информирует о проведении комплексных работ по восстановлению инфраструктуры в новых регионах, вошедших в состав РФ

Инфраструктура
08.02.2023

В Петербург стартует вторая очередь развития аэропорта Пулково

Жилье
08.02.2023

Предложение студий в новостройках Москвы в 2022 году выросло на 75%

Жилье
08.02.2023

На рынок новостроек «старой» Москвы вышло пять проектов

Регулирование
08.02.2023

Росреестр опубликовал список самых распространенных документов-подделок при регистрации прав на жилье

Все новости

Реклама

Реклама

  • Опрос СГ

    Ощутили ли вы увеличение стоимости ЖКУ, которое произошло в декабре 2022 года?

  • Да, был(а) неприятно удивлен(а) новым платежкам

  • Нет, практически не ощутил(а) поднятие стоимости ЖКУ

  • Как не платил(а) за «коммуналку», так и не плачу

  • Компенсировал(а) подорожание ЖКУ экономией ресурсов

  • Рост трат на «коммуналку» компенсировал(а) за счет снижение других расходов



  • Результат

    Архив опросов






    Вопрос-ответ

    Надежда Коркка
    Управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE)

    Главная

    Публикации

    Регулирование

    Что волнует депутатов? Какие рекомендации дали Минстрою в Госдуме

    Что волнует депутатов? Какие рекомендации дали Минстрою в Госдуме

    8 февраля 2023


    /FOTODOM

    В преддверии «Правительственного часа» в Госдуме РФ по вопросу исполнения национального проекта «Жилье и городская среда» глава Минстроя России Ирек Файзуллин провел цикл встреч с фракционными объединениями и профильными комитетами нижней палаты парламента, на которых депутаты смогли задать волнующие их вопросы о текущей ситуации на рынке жилищного строительства и о планах министерства по достижению стратегических задач, стоящих перед стройотраслью.


    Системный вопрос

    Для обеспечения стабильной работы всего российского стройкомплекса глава государства поручил провести работу по синхронизации планов жилищного строительства с планами развития дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры, а также с планами возведения социальных объектов. В том числе для этих целей была утверждена Комплексная государственная программа «Строительство» — в основу которой легла федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) — со сроком реализации пять лет, предусматривающая выделение 900 млрд рублей ежегодно в 2023-2025 годах, а также по 1 трлн рублей в 2026 и 2027 годах. В этой связи депутатами предлагается создание цифровой платформы спроса и предложения товаров и услуг во всех сегментах отрасли. Исходя из анализа перечня госстроек и рынка жилищного строительства, можно будет определить потенциальные запросы на стройресурсы в масштабах страны и каждого отдельного региона, выстроить логистику. Появится возможность предвидеть и оперативно отслеживать динамику изменения спроса, классифицировать регионы по нуждам на те или иные строительные ресурсы. Наполнение и использование такой цифровой платформы позволит, в том числе, оценивать уровень занятости на стройплощадках, а также текущую и будущую потребность в кадрах.

    Комплексный подход

    В 2020 году механизмы комплексного развития территорий (КРТ) на законодательном уровне были пересмотрены. Регионы получили полномочия нормативно регулировать данный вопрос, включая возможность переселять граждан, проживающих на территориях, подлежащих комплексным преобразованиям, не только из аварийного жилищного фонда, но и из многоквартирных домов (МКД), не признанных непригодными для проживания. Вместе с тем, нормативное регулирование и применение этого механизма на местах вызывают ряд затруднений. Стоит подчеркнуть, что Минстрой России уже отмечал выявленные в ходе правоприменительной практики недочеты действующего регулирования, и соответствующие поправки в Градостроительный кодекс (ГрК) РФ уже прорабатываются правительством совместно с депутатским корпусом. Помимо этого, депутаты полагают, что стоит усилить курирующую роль федерального Минстроя по данному направлению.

    Также необходимо более тесное взаимодействие с экономическим блоком кабмина. В городах страны по-прежнему большое количество требующих развития территорий. Решать эти проблемы надлежит совместно с бизнесом. Но для привлечения частных инвестиций одних правовых механизмов недостаточно, нужны еще финансовые инструменты.

    Оптимальная модернизация

    В целях увеличения текущих объемов строительства особую актуальность приобретает применение передовых технологий в строительстве и использование современных строительных материалов, которые будут способствовать повышению качества и уменьшению сроков и стоимости строительства. Так, например, по оценкам застройщиков жилья, до 85% всех работ при строительстве дома может быть произведено на заводе (технологии модульного домостроения). Такой способ позволяет значительно увеличить скорость и качество строительства без удорожания себестоимости работ. Для развития отечественных производств следует сокращать административные издержки, внедрять меры поддержки.

    До февраля 2025 года по всей стране необходимо заменить 93,6 тыс. лифтов в МКД; у 66,9 тыс. из них уже истек срок службы. В планы замены по региональным программам капитального ремонта МКД включены 45,8 тыс. лифтов; на это потребуется около 360 млрд рублей. Сегодня нужны новые оптимальные механизмы ремонта (замены) лифтов, при которых нормативное регулирование их производства и их применение, а также финансирование таких механизмов осуществлялись бы в комплексе.

    Привлекательная среда

    В настоящее время при реализации в регионах федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» местные власти руководствуются методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными соответствующим приказом Минстроя России. При этом данные рекомендации не в полной мере отражают современные тенденции развития объектов благоустройства (таких как устройство скейт-парков, фонтанов, ограждений, освещение парков и набережных и т. п.), что порождает двусмысленность при разграничении вопросов создания объектов капитального строительства и благоустройства. Такая неопределенность создает дополнительные сложности при реализации проектов по благоустройству территории, ведет к снижению индикаторов «Привлекательность озелененных территорий» и «Разнообразие услуг на озелененных территориях». Минстрою рекомендовано рассмотреть возможность доработки этих рекомендаций.

    С 2017 года субъекты РФ обеспечивают ежегодное проведение рейтингового голосования по определению объектов первоочередного благоустройства в муниципальных образованиях с численностью населения 20 тыс. человек и более. Позже в стране в результате муниципальной реформы резко увеличилось количество укрупненных муниципалитетов. При этом бюджет профильного федпроекта существенно не изменился. В связи с новыми расходными обязательствами субъектов, связанными с первоочередными социальными выплатами, поддержкой предприятий малого бизнеса и финансированием антиковидных мер, региональные бюджеты не в состоянии кратно увеличить долю софинансирования мероприятий, направленных на существенное изменение облика российских городов, повышение их инвестиционной привлекательности и уровня жизни населения. Однако из-за нехватки региональных средств может увеличиться число муниципалитетов, не реализовавших проекты благоустройства, за которые проголосовали местные жители, что негативно скажется на последующем участии населения в рейтинговом голосовании, а также создает предпосылки имиджевых потерь для проекта в целом. Депутаты предложили Минстрою проработать данный вопрос с Минфином.

    Временная динамика

    Парламентский анализ влияния мер господдержки ипотечного кредитования на рынок жилья в России показал, что целью программы льготных займов в 2020-2021 годах стало предотвращение спада спроса на жилье. При этом «доступность жилья» выросла на сравнительно короткое время (чуть больше, чем на полгода), после чего рост цен на жилье во многих регионах компенсировал доступность кредитов для населения. Как минимум половина российских семей не может улучшить жилищные условия путем покупки, какой бы низкой стоимость квартиры ни была. Согласно рейтингу регионов по ипотечным платежам, в 10 регионах-лидерах рейтинга ежемесячный ипотечный платеж не превышает 40% от размера средней зарплаты. В 14 субъектах РФ для обслуживания ипотечного кредита нужно отдавать более 2/3 средней местной зарплаты, что делает ипотеку слабо доступной, особенно когда рост цен на жилье, начиная с 2020 года, опережал повышение номинальных доходов населения.

    Срочный ограниченный характер ипотечных программ приводит к ажиотажному спросу, что негативно отражается на динамике цен. Более того, застройщики не спешат инвестировать средства в новые проекты, понимая, что мера поддержки — явление временное, и как только она закончится, спрос упадет. Депутаты считают, что результата в виде сниженного процента по ипотеке можно достичь благодаря программе, по которой ЦБ РФ будет предоставлять кредиты под 2% годовых банкам под залог высоконадежных ипотечных портфелей, а банки с наценкой не более 2-3% — выдавать доступную ипотеку населению — не выше 5% годовых.

    Почти 2000 вопросов в устной и письменной форме было задано депутатами Иреку Файзуллину. На каждый из них Минстрой России уже подготовил и направил законодателям подробные ответы

    По материалам

    Нажмите, чтобы оценить статью!
    [Итого: 0 Среднее значение: 0]

    Похожие статьи

    Добавить комментарий

    Кнопка «Наверх»